Из истории строительства первых храмов

Из истории строительства первых храмов

Известно, что традиции и каноны строительства православных храмов уходят корнями в далекую древность. Прообразом православного храма стал ветхозаветный Иерусалимский храм, построенный ещё царем Соломоном и считавшийся обиталищем некого Высшего Божества.

Строительство первого храма, как сообщает Библия, состоялось в Иерусалиме.
В распоряжении Соломона были самые лучшие финикийские художники и строители того времени. В результате семь лет труда увенчались созданием величественного сооружения.
Согласно библейской традиции, Храм Соломона стал местом богослужения евреев, заменив скинию – передвижное святилище евреев во время их пребывания в пустыне. Строительство первого храма, в сущности, велось по образцу скинии.

В христианстве храм могут называть церковью. Изначально слово церковь трактовалось как установленное самим Богом сообщество людей, объединенных верой, иерархией и таинствами. Свои первые храмы христиане, после долгого периода гонений стали строить в Византии 4 века при императоре Константине. Общепризнанно, что самым знаменитым христианским храмом является София Константинопольская (6 век) — первая купольная базилика, превосходящая своими размерами все купольные сооружения античности.

Удивительно то, как при строительстве первого православного храма византийскими архитекторами были тонко продуманы и использованы особенности восприятия человеком купольной архитектуры. Находящийся таком храме человек невольно становится созерцателем совершенного очертания сводов и арок и, волшебным образом возникающая при этом особая аура церкви невольно способствует настроению, необходимому для восприятия богослужения. Строительство именно православного храма (и эта тенденция сохранилась до сих пор) подразумевает круглый в плане купол, поднимающийся над зданием – как символ преодоления мертвой материи, ее одухотворения. А сама форма сводчатого круга — символ вечности, покоя и постоянства, которые суть важнейшие качества Бога.

К 9 веку в Византии оформился так называемый крестово-купольный тип храма. При строительстве храма такого типа купол остаётся главным смысловым и композиционным центром, обеспечивающим слитность пространства и центричность всей композиции. А к подкупольному объему примыкают крестообразно расположенные цилиндрические или крестовые своды. В плане крестово-куполный православный храм представляет собой прямоугольник или квадрат. В его внутреннем пространстве, как и во внешнем объеме, ясно прочитывался крест — главный символ христианской религии.

Культурологи отмечают

, что для

строительства первых христианских храмов была характерна тонкая дифференциация сводов и пространств, создающая идеальные условия для символического миропонимания. Православный Храм, благодаря своему архитектурному решению, воспринимался человеком как особое место, объединяющее две сферы – земную и небесную. Причем, с высшим миром ассоциировались прежде всего купол и своды.

Строительство современных русских православных храмов, как это ни удивительно, подчиняется тем же канонам, церковным установлениям, что и в Византии начала Первого тысячелетия. Появляются новые технологии, строительные материалы, краски, сплавы, но Храм имеет всё такое же магическое влияние на умонастроение и мировоззрение человека.

Предприятие «Морион» специализируется на проведении работ по строительству и восстановлению Храмов.

Храм - Памятник в честь Всех Святых в память безвинно убиенных во Отечестве нашем
Наверх страницы
Телефоны

8 (35191) 4-09-33
8 (35191) 4-25-67
8 (35191) 6-00-25